Виды проектов
По характеру доминирующей деятельности различают проекты:
1) исследовательские
По структуре напоминают научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, анализ полученных результатов.Такие проекты требуют хорошо продуманных целей, методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
2) творческие
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это может быть: газета, видеофильм, театрализация, произведение декоративно - прикладного искусства, спортивная игра, подготовка выставки.
3) ролевые
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия.
4) информационные
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности её коррекции по ходу работы. Результатом может быть: сообщение, доклад, страница педагогического сайта, медиа - презентация, педагогический блог и др.
5) практико-ориентированные
Нацелены на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта, который может быть использован в жизни класса, школы, города, государства и т.д. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему. Например: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы и т.д.
Алгоритм работы над проектом
1 этап - подготовка
На этом этапе определяется тема и цель проекта. Если проект групповой, то определяется и состав группы.
2 этап - планирование
Определяются источники необходимой информации; способы сбора и анализа информации; способ представления результатов проекта. Вырабатывается план действий.
На этом же этапе устанавливаются процедуры и критерии оценки результатов проекта. Распределяются обязанности между членами группы, если проект групповой.
3 этап - исследование
Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты).Обсуждение альтернативных решений, появившихся в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального решения. Поэтапное выполнение задач.
4 этап - выводы
Анализ полученной информации, полученной в ходе исследования. Формулировка выводов. Оформление проекта.
На каждом этапе учитель оказывает консультационную помощь.
Рекомендации по созданию презентаций к проектам
-
ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
- Все слайды Вашей презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
- Количество типов шрифтов, которые Вы используете, должно быть ограниченным.
- Цвета фона и текста на слайде должны быть контрастными. При этом помните, что на экране монитора и на большом экране цвета будут выглядеть по- разному.
- Оптимально на одном слайде допустимо использование не более трёх цветов.
- Любой приём (тень, рамка, анимация, гиперссылка и др.) должен быть оправдан главной идеей презентации, но не должен отвлекать внимания зрителей от содержания. Особенно не стоит злоупотреблять анимационными эффектами.
- Для заголовков принято использовать не менее 24 шрифта, а для текста- не менее 18.
- При наборе текста помните, что с большого экрана прописные буквы читаются хуже, чем строчные.
- Для обеспечения разнообразия, используйте разные виды слайдов - с текстом, с иллюстрациями, с диаграммами и т.д.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
- Текст вашего выступления НЕ должен дублировать содержание Вашей компьютерной презентации.
- Не перегружайте слайды информацией, наиболее эффективно размещение на одном слайде от трёх до пяти предложений.
- Уберите из текста презентации вводные слова. Минимизируйте количество наречий, предлогов, причастных и деепричастных оборотов.
- Все предложения должны быть чёткими и недвусмысленными.
- Фотографии, рисунки, диаграммы, которые Вы решили использовать, должны быть хорошего качества. Они предназначены иллюстрировать то, о чём Вы будете говорить, а не заполнять пустоту на слайде.
3.ПОДГОТОВКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРОЕКТА
- Целесообразно составить полный текст Вашего выступления, в котором нужно сделать пометки для выступающего, какой текст каким слайдом будет сопровождаться.
- Далее рекомендуется провести репетицию защиты проекта (желательно на оборудовании, которое будет на защите). Цель репетиции - вовремя обнаружить ошибки или технические шероховатости, если они есть. Кроме того, нужно замерить время выступления.
- Если Вы не укладываетесь в регламент, то текст выступления, а может быть, и количество слайдов, нужно сократить.