MENU

«Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании»

« Исследовать – это, значит, видеть то, что видят все,

и думать так, как не думает никто» В. Бекелис.

Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно.

Формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряжённых с опытом их применения в практической деятельности, приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся, реализацию принципа связи обучения с жизнью.

  • оживить процесс обучения, как создать атмосферу радостной приподнятости, сопутствующей поиску и творчеству? Как сделать учебную деятельность жизнерадостной, увлекательной и интересной? Как пробудить у учащихся тягу к знаниям? Поможет решить эти вопросы при обучении физики постановка ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя.

Повышение качества образования и формирование у обучающихся ключевых компетенций – важнейшая задача школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию обучающихся в учении; развитие общеучебных умений и навыков: в первую очередь исследовательских, рефлексивных, самооценочных.

Из Государственной программе развития образования в РК на 2010-2020 годы:

Цель 7: обеспечить представление школой академических знаний и развития навыков для формирования образованного, высоконравственного, критически мыслящего, физически и духовно развитого гражданина, способного к саморазвитию и творчеству.

… к 2015 году государственный общеобразовательный стандарт образования ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность.

Ведущая педагогическая идея

Методы научного познания - «путеводитель» к действию и самостоятельному приобретению знаний, их глубинному осмыслению.

Важнейшим инструментом формирования умений школьников применять методы научного познания является организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в процессе изучения курса физики основной школы.

Научно- исследовательские направление

Проведя анализ педагогической, психологической и методической литературы по организации проектной и исследовательской деятельности школьников. Я изучила работы ученых, педагогов, психологов, занимающихся вопросом по формированию проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Изучение мотивации и организации исследовательской деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.И. Савенков и др.)

Исследования проблемы познавательной, самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.)

Организация проектной деятельности учащихся (Леонтович А.В., Сергеев И. С. и др.)

Я познакомилась с работами: «Использование информационно- коммуникационных технологий», «Исследовательский метод обучения»,

«Проектные технологии», «Личностно-ориентированное обучение»

В проведение проектной и исследовательской деятельности.

Стандарт уделяет особое внимание приобретению обучающимися опыта проектной и учебно-исследовательской деятельности. В основной школе успешная защита индивидуального проекта или учебно-исследовательской работы выступает как необходимое условие итоговой аттестации выпускника.

Как нельзя научиться плавать, читая только книжки, без воды и без реального «бултыхания» в воде, переживания ощущений в собственном теле, так нельзя только чтением теории и описаний успешных примеров практики, сразу овладеть проектной технологией и начаться обучать своих учеников.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель: Создание условий, необходимых для развития учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, способствующей реализации исследовательского подхода в обучении в образовательном пространстве

Задачи:

  • теоретическое осмысление проблемы организации исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время;
  • подбор педагогических методов и средств для реализации

исследовательской деятельности учащихся в соответствии с особенностями учебного предмета;

  • мониторинг деятельности учителя и результативности

ученика в овладении исследовательскими компетенциями;

  • способствовать развитию самостоятельности и творчества при реализации проектно-исследовательской деятельности.

Вся работа над проектом распадается на ряд (последовательность) элементов специфической деятельности. Это:

  1. проблематизация
  2. целеполагание
  3. планирование
  4. презентация
  5. самоанализ и рефлексия

Овладение каждым из элементов и всей технологией в целом — задача обучения проектированию.

Педагогический глоссарий

  • Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности; универсальный способ познания действительности, который способствует развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире.
  • Исследовательское поведение - вид поведения, выстроенный на базе поисковой активности, направленный на изучение объекта или разрешение нетипичной (проблемной) ситуации.
  • Исследовательская деятельность - особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
  • Исследовательские способности ­ индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
  • Исследовательское обучение - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.

 

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учит детей, но и постоянно учится сам, применяет при обучении детей новые технологии.

Учитель должен быть готов поменять стиль своего поведения, способы и методы взаимодействия и стиль общения с учениками. В учителе должно появиться, созреть новое кредо его педагогической деятельности, новое понимание себя и своих учеников в учебном процессе.

Урок – это то из чего делает вывод УЧЕНИК!

Наша задача, задача учителя, грамотно организовать этапы деятельности учащихся по подготовке к созданию исследовательских работ.

«Урок-лаборатория» позволяет:

  • включить каждого ученика в непрерывный процесс обучения,
  • сформировать активную потребность развивать свои знания,
  • выработать привычку к самостоятельному умственному труду,
  • создать условия для приобретения им опыта самовыражения, осознания собственной индивидуальности.

Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Оно не предполагает получение объективно нового результата. Исследовательские работы могут проводиться как дома, так и в школе. При этом ребятам выдается краткая инструкция (на специальном листочке) или задание с кратким и чётким содержанием (например, задание в учебнике 7 класса после изучения определенной темы).

Вот некоторые задания:

1) Исследовательская работа по наблюдению диффузии в воде и влияние температуры на скорость диффузии.

2) Исследования смачивания тел.

3) Измерение толщины листа бумаги, из которого сделан учебник.

  1. Исследование взаимного притяжения и отталкивания молекул.

Метод проектов позволяет:

- Не только эффективно осваивать предметное содержание, но и формировать многие личностные качества учащихся

-Всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся

-Органично сочетается с групповым подходом к обучению

-Предполагает решение какой-то проблемы, с использованием совокупности знаний из различных областей науки, техники, технологии

-Создает условия для использования широкого спектра проблемных, исследовательских поисковых методов, ориентированных на результат значимый для ученика

-Создает условия для организации социальных проб учащихся.

Проект – это творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата. Примером проектной деятельности в седьмом классе является: конструирование физических приборов, моделей. Тем самым это предполагает создание мини – проекта.

  • своими руками создают приборы, которые нужны в процессе изучения физики. (Мензурки, линейки, модели термометра, динамометра, сообщающиеся сосуды, тележки, рычаги, модели фонтанов.) Таким образом, внедрение исследовательской деятельности на уроках физики развивает исследовательские навыки у обучающихся, с помощью которых ученик учится совершать маленькие открытия для самого себя. Далее эта работа будет развиваться в направлении организации индивидуальной исследовательской работы.

Проектная, исследовательская деятельность формируют у учащихся целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и ответственности, что и обеспечивает современное качество образования и повышает качество преподавания предмета. Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Считаю, что эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся.

Главная идея метода проекта:

Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.

Проект – это:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио

Как выбрать тему исследования?

Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта (по методике А.И.Савенкова):

Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.

При использовании метода проекта ученик…

• Определяет цель деятельности

• Открывает новые знания

• Экспериментирует

• Выбирает пути решения

• Активен

• Субъект обучения

• Несёт ответственность за свою деятельность

Учитель…

• Помогает определять …

• Рекомендует источники информации

• Раскрывает возможные формы работы

• Содействует прогнозированию результатов

• Создаёт условия для активности школьника

• Партнёр ученика

• Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки .

В ходе исследования ученик заполняет папку исследователя в которой размещает материалы, найденные в разных информационных источниках: подумать самому, спросить у другого человека, найти в книгах и т.д.

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

Важно научить учащихся:

- Ставить цель;

- Составлять план исследований;

- Подбирать необходимые приборы и материалы;

- Собирать необходимые установки;

- Проводить исследования и формулировать выводы.

А также:

-Ознакомить учащихся с методами научных исследований по физике, который можно представить в виде следующей цепочки:

Теоретическое предвидение - разработка рабочей гипотезы - наблюдения - эксперимент - анализ экспериментальных фактов и выводы из них - проверка выводов на практике.

Оглянувших вокруг, можно найти много вопросов, требующих исследований. Для того, чтобы задания оказались для обучающихся интересными и посильными, подготовка исследовательских и творческих работ проводится на нескольких ступенях. Поэтапная исследовательская работа стимулирует активность будущих исследователей.

Я решила определить насколько, применение метода проектов повысит эффективность и качество процесса обучения, научит учащихся работать и мыслить самостоятельно, повысит интерес к предмету, разовьет творческую активность детей, их коммуникативные способности, умение планировать работу, доводить ее до конца. Вашему вниманию я предлагаю виды проектных и исследовательских работ проведенных мною за последние 3 года.

Исследовательская деятельность

Муниципальные проекты

Вовлечение детей в игровую и исследовательскую деятельность

Опыт эффективного использования учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования ключевых компетенций обучающихся имеет отношение к изучению всего курса физики в школе и охватывает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность.

Конкретно я хотела бы остановиться на примере урока по теме «Условие плавания тел» 7 класс. При выполнении работы ребята учатся

- овладеть опытом решения проблем и опытом эвристической деятельности при решении качественных физических задач по изучаемой теме;

- овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного изучения условий плавания тел при работе в группе;

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент);

- понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»

-определять цель исследования, самостоятельно работать с дополнительным материалом, работать с таблицами, учатся сравнивать, делать выводы, учатся работать в паре.

И на примере кружка «Юный исследователь» Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. А во внеурочное время мы продолжаем эту работу, поэтому мы провели исследования:

Результаты нашей работы вы видите на слайде (участие в конкурсах разного уровня), где мы занимали призовые места

В результате данной работы у учащихся формируется личностные, предметные и метапредметные результаты

В связи с использованием метода проекта в классах прослеживается:

а) положительная динамика обучающихся на 4и 5 за три года;

б) наличие участников и призеров в исследовательской деятельности

в) наличие победителей конкурсов

Я принимаю активное участие

- в профессиональных конкурсах;

-обмениваюсь опытом в рамках районного и школьного методического объединения учителей

- свои разработки помещаю на своем сайте, а так же и на других моих страничках

-имею публикации на сайте «Инфоурок»,

-участник II и 3 съезда учителей физики и математики Нижегородской области;

-являюсь членом ассоциации учителей физики и астрономии

Я награждена Почетная грамота управления образования администрации Починковского района, 2017,благодарственным письмом Администрацией Починковского района Нижегородской области 2018 год, заняла 1 место в конкурсе на лучший сайт

Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, у детей развиваются творческие способности. Они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.

В ходе исследования ученик заполняет папку исследователя, в которой размещает материалы, найденные в разных информационных источниках: подумать самому, спросить у другого человека, найти в книгах и т.д.

Свое общение с вами я хочу закончить притчей: "В одном селении жили два мудреца, между которыми было соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он сказал другому мудрецу: "Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли бабочка из моих ладоней?" А сам подумал: "Если скажет "да", то я сомкну ладони. Если скажет "нет" - то я их распахну, и бабочка взлетит. И это даст возможность показать, что другой мудрец не прав и я главнее. На что другой мудрец ответил, вопреки его ожиданиям: "Все в твоих руках".

Давайте сделаем вывод:

В наших руках то, как мы сможем развить все задатки, данные нашим ученикам, и они достигнут соответственных высот или они останутся нераскрытыми.