MENU

Особенности подросткового возраста

  

   Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменения: появляется ощущение себя взрослыми. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни  от контроля взрослых и часто идет на конфликт с ними. Личностная нестабильность  порождает противоречивые желания и поступки. Подростки пытаются выделиться и заслужить уважение сверстников любой ценой, бравируя собственными недостатками. 
   Задача взрослых, наша задача - помочь  детям преодолеть кризисный период в своем развитии. Подростку  необходим взрослый, чтобы научиться быть взрослым. Именно в этот период подросток овладевает конструктивными способами взаимодействия со взрослыми.

   Если родители ребенка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, - подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает что делать!
   Важный момент в становлении ребенка данного возраста - развитие ответственности за действия и поступки, эта осознанность начинается в семье.
   Основой является четкое распределение обязанностей, которое решается на семейном совете. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование – единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляций. Нельзя воспитание данного вопроса перекладывать на плечи бабушек и других близких родственников.
   Плохое поведение – это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется. Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением  делать выбор и брать на себя ответственность за решения.


С чего начать?
  

Для начала задайте вопрос: кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше), поделитесь воспоминаниями о своем подростковом кумире, возможно, тогда найдется способ, как найти свое «Я» и достичь успеха.
   Самооценка – оценка подростком своих возможностей – коммуникативных, интеллектуальных, личностных. Она выступает важнейшим регулятором поведения. Положительная самооценка обеспечивает человеку уверенность в своих силах. Отрицательная, наоборот, приводит к неприятию себя, закреплению комплекса вины, толкает в асоциальные компании, формирует зависимость от стимуляторов и сильных личностей.
   Основные законы, на которых строится поведение наших детей:   
1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным в семье, а также:
-  ощущать свою состоятельность в учебной сфере;
- строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками – коммуникативная самостоятельность.
- вносить свой вклад в жизнь семьи и класса - реализация творческого потенциала.
3. Нарушение дисциплины (нормы) подростком - следствие нереализованных потребностей (состоятельности).  
   Поведение подростка зачастую построено на способах привлечения внимания (ну посмотри же, какой я!):
- активная форма – дразнит, смеется по поводу и без повода импульсивная реакция происходит, как только его заметили.
- пассивная форма – делает все медленно (в час по чайной ложке).
   Причины такого поведения:
1. Взрослые больше уделяют внимание «сердитому поведению»
2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это «психологический голод».
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе.
4. «Сверхлюбовь – кумир семьи», отсюда безграничное  желание получить максимальное внимание.

 

Способы повышения самооценки подростка:


- чаще хвалить за любые достижения и успехи;
- подчеркивать достоинства его внешности;
- подчеркивать его положительные черты характера;
- помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможности модную одежду).
- поручать сложные и ответственные дела;
-доверять;
- помогать наладить общение со сверстниками.

 

Родители могут предотвратить грубое поведение:


- отмечать и хвалить за адекватное и социально приемлемое поведение;
-  учить просить внимания конструктивно (личный пример).
- минимизировать внимание (парадокс чрезмерное внимание закрепляет плохое поведение);
- игнорировать выходку;
- удивлять: на выходку ответьте выходкой;
- отвлекайте подростка, задавая вопросы на отвлеченные темы;
- обращайте внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия.

 

 

Как научить детей учиться? 

 

  К сожалению, родители не всегда могут, в силу различных причин, уделять детям должное внимание. Кто-то занят целыми днями на работе, а кто-то твердо убежден в том, что будет лучше, если дети будут с детства справляться со всем самостоятельно. Мол, тогда и во взрослой жизни им легче будет добиться успеха. 

Но приложить минимальные усилия для того, чтобы помочь школьнику лучше справляться со всеми проблемами обучения, может любой родитель. Нужно только постараться изыскать немного времени, сил и желания в плотном графике своей жизни.

Провожая ребенка в первый класс, все родители верят и надеются на то, что учиться он будет прекрасно. Ведь хорошая учеба – это залог успешности в будущем. Но многие умывают руки, хотя именно родители играют огромную роль в хорошей учебе детей.

Есть несколько несложных правил, соблюдая которые, можно добиться значительного успеха.
А поговорить? Разговаривайте с детьми, не ленитесь их выслушать и обязательно найдите ответы на их вопросы. Если не на все вопросы у вас есть готовые ответы — не теряйтесь! Вы же не можете знать всего на свете! Ответы типа «Я не знаю, давай посмотрим в Интернете (энциклопедии)» нисколько не дискредитирует вас, а ребенку поможет научиться пользоваться справочниками, словарями, а это ему только поможет в учебе.
Библиотека. Создайте все условия для того, чтобы у сына или дочери был свой читальный уголок. Всячески поощряйте его тягу к чтению. Если такой тяги нет, создавайте искусственно. Подходите к процессу творчески — читайте стихи, пойте песни. И не переставайте читать детям вслух — даже после того, как они научаться бегло читать.
Как дела? Задавайте этот вопрос со всей ответственностью и доброжелательно, стимулируя ребенка на подробный ответ. Вы просто обязаны знать о жизни вашего чада как можно больше! Владея информацией о том, что творится в школе, о расписании занятий, домашней работе, вам будет легче направить энергию школьника в нужное русло.
Делу время — потехе час. Создайте школьнику уютное, чистое, а главное, хорошо освещенное рабочее место. Совместными усилиями распределите распорядок дня. Убедитесь, что рабочее место вашего ребенка хорошо освещено. Распределите правильно время: время для уроков, для отдыха, активных игр, прогулок.
За плохие оценки ругать детей признано непедагогичным. Особенно, если это единичный, или редкий случай. Внушите ему, что эта неудача — временна, вполне исправима. А главное условие успеха — выученные условия и порядок в голове.
И еще — воспитывайте в детях уверенность в себе, веру в свои силы. Такие люди будут иметь несомненный успех в будущем, потому что умеют понимать, что происходит в окружающем их мире, умеют принимать верные решения. Что, согласитесь, немаловажно.