MENU
Главная » Файлы » Мои файлы

Эссе. "Гражданская позиция современного учителя"
[ Скачать с сервера (23.8 Kb) ] 17.03.2019, 20:07

«Я - учитель!» Наверное, правильнее было бы сказать: «Я - мать», или «Я - женщина». Но «Я - учитель!»

Учитель - одна из самых древних и почетных профессий. Учителями становились по призванию. В каждом из них горела искра любви к детям, было желание передать весь опыт, накопленный поколениями, своим ученикам. Окончив школу, я не стояла перед выбором «Куда пойти учиться?». Ответ был предельно ясен - в педагогический ВУЗ имени А.П.Гайдара на физико-математический факультет.

Учитель … Одни произнесут это с сожалением, другие - со стеснением, кто-то - с равнодушием. Лично я произношу это громко и гордо с огромной благодарностью судьбе, которая позволила мне быть учителем, позволила работать там, где велит сердце, в родной Кочкуровской школе! Да и, наверное, нет другой такой профессии, где у человека так долго остаётся молодой душа. Не нужно, чтобы жизнь застаивалась, нужны постоянные изменения! Поэтому моё жизненное кредо - жить, двигаясь только вперёд.

Учитель - профессия самая главная на Земле и она уникальна тем, что через ум, сердце и душу учителя проходит в своем развитии все человечество. И те, кто решил посвятить свою жизнь обучению и воспитанию детей, должен обладать нравственными принципами. «Не навреди» - заповедь не только врача, но и педагога.

Учитель создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, гражданской позиции, нравственных качеств подрастающего поколения. Успех педагогической деятельности заключается в мастерстве педагога, то есть в высоком, постоянно совершенствующемся искусстве воспитания и обучения, доступном каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

В наше время работать в школе трудно, но интересно. Стремительный XXI век. Новые открытия. Новые технологии. Новое образование. Новые стандарты. Новая школа. И в этой школе - учитель XXI века: человек, который не только должен нести новое детям, но и осуществлять связь времен и поколений - без этого будущее немыслимо. Настоящий учитель должен научить детей действовать, чувствовать, думать, гореть безостановочно. Эмоций должно быть много! Поэтому на своих уроках я стараюсь применять «актерское мастерство», стараюсь завораживать, стоя у доски и объясняя материал урока, пытаюсь выделяться из серой, бездушной и часто жестокой обыденности.

Учителю XXI века приходится еще больше брать на себя родительских обязанностей и быть матерью подрастающего поколения, что очень трудно! Учитель должен быть личностью. «Только личность может воспитать личность»-говорил К.Д.Ушинский. А для этого нужно много учиться, работать над собой, уметь изменяться, идти в ногу со временем, чтобы новое поколение чувствовало в учителе человека, живущего их временем, их интересами.

- это ещё и творческая личность. Каждый день он должен постигать что-то новое, чем-то увлекаться и интересоваться. В школах используют новые информационные технологии: компьютеры, интерактивные доски, проекторы. Со временем надо идти в ногу, поэтому я изучаю новые программы, методики, использую информационные технологии на уроках, инновации, стараюсь в совершенстве владеть преподаваемым материалом.

Когда я готовлюсь к урокам, я всегда стремлюсь только к положительному результату. Но в нашей работе бывает все. Часто приходится заниматься дополнительно во внеурочное время, так как я не «дарю» оценки, а стремлюсь к тому, чтобы ученики достигли определенных результатов, поняли материал и получили ту оценку, которую заработали. На ЕГЭ помогут только знания учащихся. Чтобы успешно сдать ЕГЭ, ученик должен трудиться, а учитель всегда готов помочь.

Сегодня общество выдвигает перед учителем новые требования. Современный учитель - это организатор деятельности на уроке, это учитель-исследователь, научный руководитель учащихся, это организатор движения, это сила, питающая, пробуждающая молодые умы к жажде знаний, к росту, развитию.

Я часто говорю своим детям, что рядом с вами такие же люди, как и вы, со своими проблемами, трудностями, бедами и радостями, они разные, и всех их надо принимать, уметь общаться с ними. Жить в обществе и быть свободным от общества - нельзя! Поэтому нам не обойтись без законов нравственности, человечности.

Характер учительского труда комплексный. Увлеченность, многосторонний интерес нужны учителю не просто так, сами по себе, а в связи с особенностью его профессии. Не зря про учителя говорят, что он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Про иного учителя говорят: он - эрудит, или он - хороший методист, или он - энтузиаст внеклассной работы. Это комплимент только в том случае, если все другие стороны деятельности учителя тоже хороши. Все имеет значение, все нужно: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина. Не нужно это разделять, все это взаимосвязано. И если мы говорим об этом отдельно, то получается нелепо, смешно или даже, хуже того, непрофессионально.

И конечно, учитель должен быть оптимистом. Оптимизм учителя передается детям, а значит, порождает заведомо будущее счастливое общество. Кто-то из классиков заметил, если счастливы граждане, то будет стабильным и благополучным государство, несчастливые люди живут в государстве рабов! Честность и правдивость также составляют немаловажную часть гражданской позиции учителя. Дети очень высоко ценят честность. «Так нечестно» - это крайне отрицательная оценка в глазах детей.

Я никогда не унижу и не предам ученика. Могу в нужный момент встать на место ребенка и посмотреть на мир его глазами. В моём профессиональном опыте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и радость, и чувство гордости за достижения моих учащихся, и боль, и чувство несостоятельности в результате каких-то неудач, но никогда я не испытывала чувство скуки и пустоты. Я думаю, наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и.т.д. Бывали моменты, когда очередной педагогический успех или успех детей давал силы и за спиной как будто вырастали крылья, хотелось творить ещё, поделиться всем, что знаешь, подарить частичку себя. Бывали минуты, когда опускались руки и, казалось, что всё, все мои возможности исчерпаны, но, придя в школу и увидев детей, я понимала, что нужна им, что нужно работать над собой и искать новые пути и подходы в работе с ними.

Но, прежде всего учитель XXI века должен быть Человеком. Надо оставлять все свои горести за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы, вспомнить и народную мудрость, в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Я убеждена в том, что учитель XXI века, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим и искренним, уважающим и ценящим своих учеников.

Я считаю, гражданская позиция - одна из важнейших характеристик педагогической профессии. Она проявляется не только в работе педагога с обучающимися, но и в деятельности педагога, как личная ответственность за то, что он учит школьника владеть собой, учит способам деятельности, учит принимать нравственные решения и нести за них личную ответственность перед собой, перед близкими, перед Родиной. Каждый настоящий гражданин имеет гражданскую позицию, которая должна быть не на словах, а в конкретных делах.

Сегодня целью воспитательной работы должно являться формирование гражданина свободного, демократического государства, который обеспечен всеми правами и наделён всей полнотой обязанностей, позволяющими ему свободно развиваться на пространстве гражданского общества. Соответственно основной задачей воспитания становится формирование личности с активной гражданской позицией, способной воспользоваться своими неотъемлемыми правами, стремящейся к этому и готовой взять на себя всю полноту ответственности за свои действия. А еще - это огромная любовь к Родине, к семье, к друзьям и желание сделать их жизнь интересной, настоящей, счастливой. Так вот, гражданская позиция учителя состоит как раз в том, чтобы научить детей, показать собственным примером в совместной деятельности как это сделать. Джон Кеннеди говорил: «Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Bulanova_Natalia
Просмотров: 1117 | Загрузок: 61 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar